Но, как и во всей средневековой Москве, здесь были соседями богатейшие и беднейшие жители города.
Археологические данные показывают, что в XIII—XVI веках великий посад и особенно его приречная часть (будущее Зарядье) были плотно заселены ремесленниками. здесь обнаружены следы литейного, ювелирного, кузнечного, гончарного, кожевенного, сапожного, портновского, косторезного, деревообрабатывающего и других ремесел.
Подол Великого посада заселяли торговцы, это было связано с близостью корабельной пристани. В XV–XVI веках в Зарядье жили «гости»-сурожане. Так звали греческих и русских купцов, торговавших с Сурожем (Судаком) — генуэзской колонией в Крыму.
Во второй половине XVI века плотно заселенный Китай-город и его южная часть, Зарядье, отчасти поменяли социальный облик. Сюда из Кремля стали переселяться дворяне и даже бояре, вытеснив ремесленников в Белый город и Земляной город.
Социально пестрое население Зарядья в XVI–XVII веках селилось в домах разного размера и вида, от небольших нищих «келеек» до кирпичных боярских сводчатых палат на каменных подклетах и с деревянными чердаками. Каждый дом был окружен забором, имел двор и хозяйственные постройки. Это хорошо видно на средневековом плане Москвы, Петровом чертеже 1597 года. Вся территория города состояла из больших или малых ячеек-дворов. В Зарядье на плане указаны Романов двор, Монетный двор и Мытный двор, на котором собирали пошлину с товаров. Последний прослеживается археологически по слою навоза, так как пошлину на Мытном дворе брали и со скотины, которая тут дожидалась хозяев.
Тюрьмы стояли в неудобном месте крутого спуска под Псковской горкой, и на них стекала вода с холма. Есть свидетельство о том, как тюремные «сидельцы» коллективно били челом начальству, прося прочистить засорившуюся дренажную трубу, чтобы «не дать им вконец погибнуть».
Перепись 1626 года упоминает в Зарядье на углу Ершова переулка и Зачатьевской улицы дворы боярина Ивана Федоровича Басманова и князя Василия Яншеевича Сулешова — стольника и кравчего при дворе царя Михаила Федоровича. Однако Зарядье в XVII веке не было аристократическим кварталом — большинство жителей не могли позволить себе постройку кирпичного дома. Да и не очень хотели, считая жизнь в деревянном тереме или срубе гораздо более здоровой, чем в душных и сырых каменных зданиях. Рядом с богатыми усадьбами, отделенные друг от друга частоколами заборов, стояли в Зарядье дворы дьяков, подьячих, рядовых дворян, торговых людей, попов, дьячков, сторожей и ремесленников.
Городские планы 1660-х годов отмечают в Зарядье и дворы нескольких известных людей. В первую очередь обращает на себя внимание двор Симона-иконника рядом с церковью Георгия на Псковской горе. Очевидно, здесь жил прославленный иконописец, царский изограф Симон Федорович Ушаков (1626–1686). В 1667 году он обратился к царю с челобитной: «По твоему великого государя указу, даютца мне, холопу твоему, твои государевы иконные дела и ученики; а дворишко у меня, холопа, малое и в грязи и в Китае городе, и хоромишек построить для иконново писма и для учеников негде». Просьбу Ушакова исполнили и дали ему дополнительно двор на Посольской улице (ныне — Никольский переулок). Позднее Ушаков, вероятно, получил каменные палаты в Ипатьевском переулке, рядом с храмом Троицы в Никитниках, которые сохранились до наших дней.
В Зарядье также жил дьяк Василий Брехов, который прославился скандальным нравом: он претендовал на право занимать высокие должности, чего дьякам, исходя из сложной родословной системы местничества, делать обычно не полагалось. Противники Брехова писали, что тот местничается, надеясь «на великое свое богатство и на свою мочь».
Рядом с тюремным двором жил другой известный дьяк Автоном Иванов (умер в 1709 году). Он управлял Поместным приказом и на взятках сколотил огромное состояние — около 16 тысяч крестьянских душ. Разбогатев, Иванов выстроил себе дворец на Ваганьковском холме, на месте современного Пашкова дома, и переехал из Зарядья.