Кинохроника повседневной жизни Зарядья в 1934 году из киножурнала «Москва в прошлом и настоящем»
В апреле 1918 года в Москве была создана архитектурная мастерская под руководством Ивана Жолтовского, которая ставила себе целью определить новый путь градостроительного развития столицы первого пролетарского государства. В 1920 году был опубликован перспективный план перепланировки Центрального района, получивший название «Новая Москва», его автором стал Алексей Щусев. В плане сочеталась концепция музеефикации наиболее ценной исторической застройки и популярные в то время идеи города-сада. План предусматривал сохранение исторической структуры города с сетью улиц-капилляров, дополненных новыми улицами, без кардинальной ломки исторической планировки: концепция Щусева ориентировалась на Москву XVII века, столичный город допетровского Русского царства. План Щусева ограничивал высотность застройки от центра к периферии. Кремль, по его замыслу, должен был превратиться в историко-культурный музей-заповедник, новое строительство в нем исключалось. Два берега Москвы-реки должны были связать несколько новых мостов. План предполагал снос большей части малоценной дешевой доходной застройки XIX века в Зарядье и возведение на ее месте новых зданий, однако при полном сохранении Китайгородской стены и наиболее ценных историко-архитектурных памятников. В статье «Москва будущего», опубликованной в 1924 году в журнале «Красная нива», Щусев описал, каким должно стать Зарядье к 1950 году: «Дома здесь американского типа c вертикальными подъемниками и движущимися площадками соединяются между собою ажурными закрытыми мостиками. Москва промышленная выявлена ярко и сильно, с ней давно считается иностранный рынок».
Первый советский генплан города хоть и не стал официальным градорегулирующим документом, но во многом определил развитие Москвы.
Зарядье — площадка градостроительных конкурсов
В первые полтора десятилетия в новом статусе столицы Советской России Москва развивалась без кардинальных вторжений и ломки сложившегося городского ландшафта. Повседневность мелко-торгового и ремесленного Зарядья в условиях нэпа мало отличалась от дореволюционной, но радикальное преобразование района было предопределено наступлением новой эпохи.
В 1925 году Московское архитектурное общество по поручению Всесоюзного текстильного синдиката провело конкурс на большое 10-этажное конторское здание Дома текстилей. Для проектирования был отведен участок в самой западной части Зарядья (квартал, ограниченный Варваркой, Москворецкой улицей, Зарядьевским переулком). Среди проектировщиков были известные архитекторы Моисей Гинзбург, Илья Голосов, Николай Ладовский. Фактически будущее здание должно было оформить фасад Зарядья со стороны Красной площади. Но в итоге от идеи строить здесь Дом текстилей отказались, участок был предложен на другом конкурсе.
В 1920-х годах центральный аппарат ВСНХ РСФСР, органа, управляющего всей промышленностью советской России, был размещен в одном из крупнейших дореволюционных офисных центров — «Деловом дворе» на Варварской площади (сейчас это дом 2/5 на Славянской площади). Но разрастающемуся ведомству, которое координировало форсированную индустриализацию страны, требовалось новое здание. Первый конкурс на Дом промышленности СССР (по другим документам — Дворец промышленности ВСНХ РСФСР) был проведен в самом конце 1920-х годов. Под его постройку отводился квартал в западной части Зарядья. Согласно конкурсному техзаданию, высота здания ограничивалась девятью этажами — для уровня развития технологий конца 1920-х годов это был почти небоскреб. Перед архитекторами стояла довольно утилитарная задача — продумать здание с необходимым набором площадей и административных помещений. Изначально речи о создании здания-символа, демонстрирующего достижения и величие советского строя, не шло.
Все семь представленных на конкурс проектов Дома промышленности были решены в духе современной архитектуры авангарда, но дальше всех пошел Иван Леонидов.
и физического оздоровления коллектива.
Леонидов отвергал коридоры и соединительные помещения, предпочитая большие внутренние пространства, где была бы зелень и вода. Как отмечает исследователь архитектуры авангарда Селим Хан-Магомедов, композиция в виде вертикального параллелепипеда со сплошным остеклением была для тех лет художественным открытием, она получила повсеместное распространение лишь спустя 15–20 лет.
Тем не менее проект Леонидова, охарактеризованный критиками как «эклектичный», «развязно предлагавший… серию эстетических картинок с супрематическими кругами, точками и зигзагами, чистейшую архитектурную идеалистику и беспомощность», был снят с конкурса. С этого момента началась открытая травля Ивана Леонидова.
Ни один из проектов Дома промышленности ВСНХ РСФСР в Зарядье так и не был реализован: прежде чем началась стройка, прекратил свое существование сам ВСНХ РСФСР. В 1932 году вместо него было создано крупнейшее индустриальное ведомство Страны Советов — Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром, или НКТП). Ведомство возглавил давний друг и соратник Сталина по революционной борьбе Серго Орджоникидзе. Его первым заместителем стал старый большевик Георгий Пятаков. Новый комиссариат продолжал занимать дореволюционный офисный комплекс «Деловой двор».
Наркомтяжпром. Первый конкурс, 1934 г.
В конце 1933 года, согласно официальным документам Совета народных комиссаров СССР, руководство НКТП в лице Георгия Пятакова обратилось в Совнарком с ходатайством о постройке в Москве нового здания для НКТП и подведомственных учреждений, на что Совнарком ответил согласием. По постановлению Совнаркома на возведение здания предварительно выделялись соответствующие средства, и начало строительства было намечено на следующий, 1934 год. Сначала в качестве одной из возможных площадок для строительства рассматривалось Зарядье, но затем был выбран участок Верхних торговых рядов, нынешнего ГУМа.
Условия нового архитектурного конкурса требовали уже не просто спроектировать современное и комфортное административное сооружение.
Зарядью в этих планах отводилась роль своеобразного паркового партера, рекреационной зоны, спускающейся к Москве-реке, — один из первых замыслов устройства парка в Зарядье. Но в итоге, по мнению жюри, конкурс 1934 года на проект здания НКТП на Красной площади не дал удовлетворительных результатов.
Генплан 1935 г. и второй конкурс, 1936 г.
В 1935 году руководство СССР в общих чертах утвердило Генеральный план реконструкции Москвы, определивший градостроительную трансформацию столицы СССР на десятилетия вперед. По плану Красная площадь переставала быть площадью и превращалась в «сплошной проспект». Ее планировалось расширить вдвое, территорию Китай-города освободить от мелкой застройки, вместо этого построить несколько монументальных зданий государственного значения, одним из которых должен был стать Дом Наркомтяжпрома.
В 1936 году был объявлен второй конкурс на проект здания Наркомата тяжелой промышленности. Участок проектирования снова переместился в Зарядье. Однако многочисленным планам и проектам не было суждено дойти до стадии реализации. В сентябре 1936 года формальный инициатор постройки Дома НКТП, первый заместитель наркома тяжелой промышленности Георгий Пятаков был снят со всех постов, исключен из партии, арестован, а в начале 1937 года расстрелян. В том же году из-за дефицита ресурсов, необходимых государству для других, более важных «великих строек коммунизма», проект возведения Дома НКТП в Зарядье был отложен, а потом и вовсе снят с повестки дня. Но это было лишь отсрочкой приговора старому Зарядью.
Второй Дом Совета народных комиссаров, 1940 г.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР №778 от 16 мая 1940 года «О строительстве 2-го Дома Совнаркома СССР в Зарядье» территория квартала отводилась для строительства второго Дома Совета народных комиссаров — высшего органа исполнительной власти СССР. (Первый Дом Совнаркома был построен в начале 1930-х годов в Охотном Ряду, где сейчас располагается Государственная Дума РФ.)
По мнению многих современных архитекторов и историков архитектуры, это был самый бесцветный по своим результатам конкурс, отразивший состояние советской архитектуры на завершающем этапе так называемой борьбы с формализмом. Но в то время предложения были оценены комиссией как «реальный подход к решению задачи», по результатам конкурса был выбран проект братьев Весниных. По проекту оба корпуса второго Дома Совнаркома должны были занять около 14 гектаров, практически совпадая с территорией, занимаемой сейчас парком «Зарядье». В конце 1940 года было начато расселение жителей Зарядья и снос исторической застройки по Мокринскому, Ершову и Зарядьевскому переулкам для расчистки стройплощадки. Абсолютно вся без исключения историческая застройка Зарядья подлежала сносу. Но стройку остановило начало войны.